Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

антокольский м.м

Афоризмы

Антокольский Марк Матвеевич (Мордух Матысович) (1843 - 1902)

Российский скульптор. Родился 21 октября (по старому стилю - 2 ноября) 1843 в Вильно (современный Вильнюс) в семье небогатого еврея-трактирщика. 1859 - 1861 учился у местных ремесленников, резчиков по дереву. 1862 - 71 жил в Петербурге, затем, в основном, - за границей. 1862 - 1868 являлся вольнослушателем в Петербургской Академии художеств у Н. С. Пименова. С 1871 - академик, с 1880 - профессор скульптуры. Умер 26 июня (по старому стилю - 9 июля) 1902 в Бад-Хомбург-фор-дер-Хеэ (сейчас - на территории ФРГ).

Афоризмы, цитаты

Великие люди близки к сумасшествию. Только из натянутой струны мы можем извлекать чудные, гармоничные звуки, но вместе с тем, ежечасно, ежеминутно рискуем, что струна порвется.

Полезные сервисы

антокольский марк матв

Гуманитарный словарь

АНТОКО́ЛЬСКИЙ Марк Матв. (1843-1902) - скульптор. Род. в бедной евр. семье в Вильне, в районе под назв. Антоколь, от к-рого образована его фам. Учился в мастерских позументщика и резчика. С 1862 - в рисовальной школе в Пб., вольнослушатель скульптурного класса АХ, к-рый вели Н. С. Пименов и И. И. Реймерс. Испытал влияние передвижников (см. Товарищество передвижных выставок). С 1866 совм. с И. Е. Репиным посещает собрания Петербургской артели (см. Артель Художников СПб.), где знакомится с И. Н. Крамским. В АХ получил Малую (за горельеф "Еврей-портной") и Большую (за горельеф "Скупой") серебр. медали. С 1877 в Париже, где участвовал в создании рус. худож. кружка. Неск. раз представлял работы на Всем. Париж. выставку. За статуи "Петр I" был награжден поч. медалью и орденом Поч. легиона, за статую "Иван Грозный" (1870-71) получил звание академика. С 1880 А. проф. Петерб., в 1888 поч. чл. Париж., в 1890 Берлин. АХ. Создал скульптурные портреты В. В. Стасова, С. П. Боткина, И. С. Тургенева. Опубл. ряд статей по вопросам иск-ва, культуры, политики: "Н. Н. Ге", "Правда и ложь в иск-ве", "Религия и искусство", "Заметки о Родене", "О Дрейфусе", "О декадентах и о Париж. Всем. выставке". В творчестве А. преобладают темы рус. истории, Ветхого Завета и Евангелия.

Лит.: Марк Матвеевич Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи. СПб.; М., 1905; Шалимова В. П. Марк Матвеевич Антокольский. М., 1970; Кузнецова Э. В. Марк Матвеевич Антокольский: Жизнь и творчество. М., 1989.

Полезные сервисы

антокольский марк матвеевич

Энциклопедический словарь

Антоко́льский Марк Матвеевич (1843-1902), российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей («Иван Грозный», 1871; «Пётр I», 1872).

* * *

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич - АНТОКО́ЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843-1902), русский скульптор. Был близок к передвижникам (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей («Иван Грозный», 1871, «Петр I», 1872).

* * *

АНТОКО́ЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) [21 октября (2 ноября) 1843, Вильнюс - 26 июня (9 июля) 1902, Бад-Хомбург, Германия], русский художник. Крупнейший мастер русской скульптурной школы 2-й половины 19 в.

Выходец из небогатой семьи владельца харчевни. Учился в петербургской Академии художеств (1862-68) у Н. С. Пименова (см. ПИМЕНОВ Николай Степанович). Жил в Петербурге, с 1871 - в Италии, с 1877 - в Париже. Участвовал в выставках Товарищества передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ), с большой симпатией относясь к их поискам «правды в искусстве», противостоявшей обветшавшим канонам академизма (см. АКАДЕМИЗМ) .

Ранние небольшие горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым юмором воплощают характерные типажи еврейского провинциального быта («Портной», 1864; «Скупой», 1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности. Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупных скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей известностью пользуются созданные им образы Ивана Грозного, погруженного в тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 - в Третьяковской галерее), и Петра I (1872; бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце, Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого могущества, воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей истории.

С годами в творчестве Антокольского усиливаются черты философского раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к максимально «живой» форме, он создает произведения обобщенно-символического характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа. Таковы его «Христос перед судом народа» (бронзовый вариант - 1874), «Смерть Сократа» (1875), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883, все - Русский музей), «Христианская мученица» («Не от мира сего», 1887, Третьяковская галерея). Моделировка этих произведений - обычно в окончательном варианте исполнявшихся в белом мраморе - достигает особой нервной тонкости. Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма (см. СИМВОЛИЗМ). И в поздний период Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам русской истории, создавая такие эпические композиции, как горельеф «Ярослав Мудрый» (майолика, 1889), «Нестор-летописец» (мрамор, 1890), «Ермак» (бронза, 1891, все - Русский музей).

Антокольский - автор ряда надгробий (М. А. Оболенской в Риме, 1877; Ф. М. Дмитриева в Москве, 1888, оба - мрамор, и др.) и портретных бюстов, в том числе критика В. В. Стасова (см. СТАСОВ Владимир Васильевич) (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с которым его связывали долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и статьях (собраны под редакцией Стасова в сборнике 1905) называл своими идеалами «искренность» и «душу в искусстве». Его суждения о кризисе современной ему художественной культуры близки эстетике Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) .

Большой энциклопедический словарь

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843-1902) - российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей ("Иван Грозный", 1871, "Петр I", 1872).АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896-1978) - русский поэт. Поэмы "Коммуна 71 года" (1933), "Сын" (1943; Государственная премия СССР, 1946), "В переулке за Арбатом" (1954), сборники стихов "Мастерская" (1958), "Время" (1973), книга "О Пушкине" (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историко-культурным обобщениям. Переводы.

Полезные сервисы